Публикации

Ю.А. Спиридонов о развитии образования в России


Главы о главном в развитии образования в России (из архивов сайта "Карелия официальная"). 4 сентября 2001 г.:

Уважаемый Сергей Леонидович!

В ответ на Ваше письмо о подготовке заседания Государственного Совета Российской Федерации о проблемах реформирования образования в Российской Федерации предлагаю рассмотреть проблему развития и реформирования образования в России как один из факторов, обеспечивающих экономическую и национальную безопасность государства. Это возможно через решение следующих задач, которые могут быть обсуждены на заседании Государственного Совета Российской Федерации:

1. Осуществление разработки и экспериментальной апробации новой структуры и содержания общего среднего образования и на этой основе - переход на 12-летнее полное среднее образование и обеспечение в старших классах школы возможность выбора образовательных программ (профильность старших классов).

При этом Правительство Республики Коми считает, что необходимыми условиями перехода является сохранение приема в первый класс детей 7-летнего возраста, а учитывая более позднее окончание школы, и внесение изменений и дополнений в федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе". Учитывая негативные тенденции ухудшения здоровья детей в Российской Федерации, необходимо широкое использование в школьной практике различных здоровье-сберегающих технологий, обеспечив это внесением соответствующих поправок в федеральный закон "Об образовании".

При реформировании системы общего образования необходимо особое внимание обратить на оптимизацию сети малокомплектных сельских школ. В связи с этим требует решения проблема подвоза школьников из небольших населенных пунктов в центральные образовательные учреждения через реализацию федеральной программы "Школьный автобус".

Необходимым условием эффективной реализации реформы общего образования и создания единого образовательного пространства России является обеспечение финансирования из федерального бюджета издания и доставки федерального компонента учебников и учебно-методической литературы.

Проблема перехода на 12-летнее образование требует особого внимания, т.к. в связи с увеличением срока обучения приток трудовых ресурсов в экономику государства будет происходить с задержкой.

2. Обновление структуры профессионального образования через формирование университетских округов.

Функционирование университетских округов позволит повысить эффективность использования материальных и кадровых ресурсов, обеспечить более быструю и гибкую адаптацию системы профессионального образования к изменениям рынка труда региона. При создании такой системы сократятся сроки подготовки высококвалифицированных специалистов, компенсируя тем самым увеличенную продолжительность школьного образования.

При этом необходимым условием для инновационного развития профессионального образования, по мнению Правительства Республики Коми, является сохранение действующего порядка многоканального финансирования учреждений профессионального образования, в том числе и начального, на условиях договора между Министерством образования Российской Федерации и Правительством Республики Коми по двум направлениям: своевременное финансирование текущих расходов учебных заведений (оплата коммунальных расходов) и существенное обновление учебно-научного оборудования.

Несомненно, ключевую роль в реформировании образования будут играть квалифицированные, подготовленные на современном уровне педагогические кадры.Приоритетным направлением для решения проблемы кадрового обеспечения является создание условий, стимулирующих приток молодых педагогов в образовательные учреждения и закрепление высококвалифицированных кадров:
  • увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы с последующей индексацией в результате инфляционных процессов;
  • совершенствование системы целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием;
  • привлечение в образование молодых педагогов-мужчин путем зачета работы в образовательном учреждении как одним из видов альтернативной воинской службы;
  • увеличение должностных окладов профессорско-преподавательского состава Вузов и стипендиального обеспечения аспирантов и докторантов, установлением права на получение государственной пенсии за выслугу лет.
На наш взгляд, своевременное рассмотрение и положительное решение этих ключевых проблем могут служить основой развития всей системы образования России.

Ю.А. Спиридонов о региональной политике

Журнал "Экономическая наука в современной России". №1, 2002 г.



ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ (ТПК): ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ
В.Н. ЛАЖЕНЦЕВ

Читать статью